Случилось это на третьем курсе ГИТИСа. Мы тогда сдавали экзамен по сценическому движению. Для несведующих поясню: это тренинг-классы, на которых дается и изучается вся двигательная театральная эквилибристика: как падать, как драться — не задевая друг друга, как фехтовать. В общем, все что может потребоваться в зрелищных сценических постановках. Сцендвижение или — как мы его еще называли — «движок» — вел педагог Олег Иванович Снопков — нестарый, немногословный и неторопливый человек в очках. Вел неплохо. Любимчиков у него не было, ко всем относился он ровно.
К слову сказать, «движок» относится к нескольким наиболее важным дисциплинам в театральном институте (или точнее — училище), наряду с актерским (режиссерским) мастерством, сценической речью (вокалом), сценическим танцем. Эти предметы считаются «профильными», и за них мастера (руководители курса) «дерут три шкуры» со своих студентов. Такой вот небольшой экскурс.
Так вот. Был июнь. И был наш госэкзамен по движку. То есть, эта оценка шла в диплом. И все старались. Девушки быстренько «разобрали» всех парней (а у нас на курсе ребят было на порядок меньше, как и везде). Самые неловкие из представительниц прекрасного пола фехтовали в одиночестве (хотя убей Бог, не припомню спектакля, чтобы девушка рубилась на шпагах). Но это уже нюансы.
Меня на курсе прозвали «Мастер-блокбастер». Из-за того, что у меня всегда было самое большое количество отрывков со всеми ребятами и девчатами у нас на курсе С.А. Голомазова. Зачем я это делал? Возможно, я слишком буквально тогда воспринимал призыв мастеров, чтобы режиссеры работал по-возможности со всеми. Те, кто были чуть умнее — делали по-своему. Но не я. Сейчас бы я тоже поступал, как эти «умники». Наверно. Хотя нет — наверно — не поступал бы. Опять все было бы так, как было. Поосторожнее чуть был бы. Чуть менее верил бы людям. А так — натуру не изменишь:)
Но на тот момент — на летнем экзамене — у меня планировался всего один отрывок. Экзаменационный. Это было редкость для меня. Но в тот момент меня весьма сильно прессовали на работе. А я заканчивал ГИТИС и, одновременно, работал в банке. Причем, заканчивал не заочное — а вполне себе очное отделение, которое предполагает, что ты учишься не в определенный отрезочек времени, выделяемого для «зрелых» дядь и теть, а — всегда. С утра и до вечера.
Меня прессовали в банке как могли. Постоянно под угрозой увольнения и без премии — за плохую дисциплину. Я выворачивался как мог и... ВЫВЕРНУЛСЯ.
Впрочем, это не имеет отношения к моему рассказу. В этот период произошло еще одно событие...
Но о нем — в следующий раз.
А тогда...
Мой отрывок представлял собой небольшую сценку из «Трех Мушкетеров» Дюма. Помните, как смелый гасконец, не успев вступить на королевскую службу, умудрился для начала испортить отношения со своими будущими друзьями, и они его вызвали на дуэль (причем, почти одновременно, в разных местах)? Так вот. В моем отрывке играло четыре человека. Сам «Д'Артаньян» и его «друзья». Я не буду описывать сам отрывок. В общем, там должно было быть 4 боя. Довольно оригинальных, как и само «знакомство» отважных мушкетеров и их будущего предводителя.
Я сделал зарисовку и показал ее Олегу Ивановичу. Он сделал несколько поправок и велел доделать. Тут надо сделать одну ремарку. Так как ребят на курсе было мало — они участвовали почти во всех отрывках. И при приближении экзамена их стали буквально «раздергивать» в разные стороны. Отрепетировать нам нормально так и не удавалось. То один не мог, то второй. И вот — настал день последнего показа (на нем педагог должен был утвердить отрывки для показа перед педагогами курса).
Я помню этот день. Только что прошел дождь. И я встретился с моими «мушкетерами» рядом с ГИТИСом. Нам надо было обговорить время, когда мы бы доделали этот отрывок (до показа оставалось еще чуть времени). Ребята опоздали. Между нами состоялся разговор. Я подробностей его — почему-то не помню. Хотя, еще раз повторяю — день мне запомнился хорошо.
В процессе разговора выяснилось, что сегодня у ребят уже забито время: они будут повторять ранее отрепетированные отрывки других. Можно было выкроить 15 минут.
15 минут.
Можно ли что-то сделать за 15 минут? Можно ли что-то сделать за 15 минут в театре? Можно ли что-то сделать за 15 минут в жизни?
Хороший вопрос. Мне кажется, что да. И я неоднократно делал это. А тогда...
Сложно сказать, что со мной произошло. Обычно я не сдаюсь и иду до конца. Но то ли сумасшедший темп жизни, то ли что-то еще — повлияло. Я присел на камень и закрыл глаза. Потом медленно произнес: «Идите. Нашего отрывка не будет».
Они немножко потоптались и ушли. Снова потек мелкий дождь. Становилось прохладно. Ручейки бежали по моей макушке и неприятно щекотали щеки. Я посидел еще немного, потом встал и пошел.
Я поехал на работу, потому что показать мне стало нечего. Я ехал обратно и плакал. Нет, внешне я не плакал. Но я плакал. Возможно, вы понимаете, что я хочу сказать.
Прошли годы. Я уже давно не в ГИТИСе. Но тот день, когда я сам своими руками убил свое детище, свой отрывок — я не забуду никогда.
Самое смешное. Когда я вспоминаю тот день сейчас, мне всегда хочется плакать. И так же сильно — как и тогда. В тот самый день. Почему-то время этого не лечит.
Почему?
Курсы по актерскому мастерству и поступлению в театральный — тут.
« Не могу не прикипать... О звуках, глазах и современном кинематографе »