О внутреннем монологе в актерском мастерстве

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , , , ,
Комментарии выключены

актерском мастерстве

Внутренний монолог в актерском мастерстве играет не просто большую, но огромную роль. Это по сути — фундамент любой роли, ее необходимая изнанка. Внутренний монолог в актерском мастерстве и театральном искусстве называют еще «второй план». Первый план — то, что видит и слышит зритель. Второй план — то, что он ощущает через призму образа и действия. Если интересно — то читайте.

М.О. Кнебель в своем фундаментальном труде «Метод физических действий» говорит о том, что К.С. Станиславский на начальном этапе репетиций запрещал актерам брать текст в руки. И по тем временам это была революция. По сути, Станиславский стал первопроходцем этюдного метода репетирования, когда актеры (вместе с ним) искали второй план. Или внутренний монолог их роли.

Внутренний монолог — это не озвучиваемый ход мыслей и возникающие с ними переживания. Это то, что называется «творческое самочувствие». Или «состояние наполненности». В общем, в актерском мастерстве нет единого терминологического стандарта. Да, есть схожее понимание МНОГИМИ тех вещей, что давал Станиславский. Но это понимание в очень многих случаях идет с определенной (иногда большой, иногда и не очень) степенью допуска. Иными словами, в актерском мастерстве область ТРАКТОВАНИЯ системы весьма широка. И, возможно, — не может и не могло быть иначе.

Но не в том суть. А в том, что работу над ролью нужно выстраивать с внутреннего монолога, чтобы понять образ мысли персонажа. Определить скорость его мышления с учетом события, его внутренние картины (ощущения). Но перед тем, как создавать внутренний монолог — нужно сделать разбор роли. Как? Об этом я писал тут.

Но, прежде чем делать разбор и заниматься монологом — выполните следующее упражнение. Поставьте на площадку стул, сядьте. Не пытайтесь ничего показывать или играть. И лучше — начинайте отслеживаться свои мысли. Встаньте, походите по площадке, повспоминайте что-то. Поищите сор на поверхности сцены (или помещения, где Вы находитесь). Только — я Вас умоляю, ничего не показывайте и не играйте! Мысли и действия должны быть совершенно настоящими!

Педагог Топорков в книге Станиславского «Работа актера над собой» просил актеров во время репетиций искать иголку в кулисе. При этом, актеры не знали, что там ее нет. И начинали ее УСЕРДНО искать. Усердно — значит — со вниманием и внутренним монологом. Не забывайте: когда Вы ищете что-то — Вы реагируете на то, что видите, оцениваете это (а оценка — это всегда высказывание).

Скажу по секрету - на определенном (уже высоком) этапе в актерском мастерстве — возникает рефлекторно-мыслительная реакция, когда Ваш внутренний монолог идет не (только) через предложения, которые возникают в Вашей голове — а через созерцание и внутренние оценки этого созерцания. И количество предложений будем постепенно сокращаться, возникая в Вашем мозгу определенным вспышками информации.

Но Вам для начала (если Вы новичок) — полезно просто понять, КАК Вы думаете. Заниматься очень конкретными действиями на сцене. Какими конкретно?

— возьмите ведро с водой и тряпку и вымойте сцену. Нет-нет, вымойте КАЖДЫЙ ее сантиметр так, как если бы Вы знали, что на нее взойдет Ваш кумир (вместе с Вами, кстати),

— найдите где-то стул или другой предмет с небольшой поломкой и попытайтесь на сцене его поправить (возможно, с помощью инструментов). Старайтесь, старайтесь. Но не с пустым ощущением, а если бы например, у Вас нет денег, и Вы его несете продавать.

Вы понимаете, про что я? Про ОСМЫСЛЕННОСТЬ любого действия, помноженную на ПОНИМАНИЕ ситуации (события).

И вот эти два компонента (с учетом Ваших предлагаемых обстоятельств, сверхазадачи и события) рождают Ваш внутренний монолог.

А последующий разбор роли позволит Вам выстроить Ваш внутренний монолог уже в образе.

Что такое образ и как его создавать — я говорил - тут (даю ссылку еще раз)

Вот, все. Не ленитесь.

А узнать о практиках действования в актерском мастерстве Вы сможете, записавшись на курсы в нашей театральной школе в Москве.

Занимайтесь. И будьте удачливы.

Искренне Ваш,

 

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »