Театральное искусство: о важнейшем творческом элементе

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички,Метки: , , ,
Комментарии выключены

бодров Когда абитуриенты обивают пороги творческих вузов в надежде на поступление, они и не предполагают, чем они будут заниматься последующие несколько лет (если поступят, конечно). Даже, наверно, не так. Не чем они БУДУТ заниматься, а чем они заниматься ДОЛЖНЫ, с учетом того — самого ценного, что они приходят развить. И зовется это «что-то» в современном театральном и кино искусстве — весьма просто — обаяние.

 Скажу сразу — нет ничего важнее понимания, в чем (в какой области искусства) — твое обаяние наиболее сильно. Естественно, я говорю сейчас о формах «живого» искусства, то есть, о тех, которые проявляются в виде картинки (кино, ТВ), интерактива (театра) или звука (радио). То есть, всего того, что — так или иначе — имеет «живую» природу. Что такое обаяние? Думаю, все это понимают, но никто не может дать ему емкое определение.

Например, величайший актер двадцатого столетия и ученик К.С. Станиславского Михаил Александрович Чехов при определении обаяния использовал термин «лучеиспускание», что есть «максимальная (магнетическая и энергетическая) заразительность в определенных обстоятельствах». Заразительность — это когда вам хочется смотреть и смотреть, слушать и слушать, вне зависимо от того, что делает или говорит человек, на которого Вы смотрите (или которого слушаете).

Наверно, вы уже сталкивались с ситуацией, когда, казалось бы даже — хороший актер или ведущий — старается, выкладывается, вроде, делает все правильно — а смотреть и слушать его не хочется. Нет желания. Что это значит? Правильно, это значит, что в данных условиях (обстоятельствах) не проявляется его обаяние. И его воздействие на зрителя (слушателя) — теряется, нивелируется, имеет подчас обратный эффект.

И наоборот — маленький, плюгавенький, ничего особенного, и голос не поставленный — а смотреть или слушать хочется. Значит, человек умеет пользоваться своим обаянием, и оно раскрывается под воздействием каких-то определенных обстоятельств.

Определение «форматного» обаяния и его раскрытие — проблема из проблем современного театрального искусства, и не только его. Она действительно, пожалуй, самая важная сейчас. Была она важна и раньше. Но раньше, на мой взгляд, система творческого образования у нас (в эпоху СССР) была более профессиональная, в ней работали старейшие педагоги, передовые режиссеры, прекрасные актеры и замечательные ведущие, умеющие раскрывать таланты. Хотя, надо сказать, ни тогда, ни теперь — не было четких программ и методов определения формата и источника творческого обаяния, все решалось интуитивно, «на глазок».

Различают четыре основных типа творческого обаяния театрального искусства:

— сценическое (театральное),
— звуковое (голосовое),
— телевизионное,
— кинематографическое.

Бывает так, что человек владеет каким-то одним типом обаяния (что чаще). А бывает — всеми четырьмя типами (что очень редко). Например, Анна Герман имела безусловное голосовое обаяние, отчасти и телевизионное. Но вот — ни кинематографического, ни сценического обаяния у нее не было.

У Владимира Высоцкого же было и голосовое, и сценическое обаяние, но кинематографическое обаяние — было весьма специфическое (на мой взгляд). Да, у него случались неплохие роли в кино. Но лишь Станиславу Говорухину удалось полностью раскрыть обаяние актера, сняв его в роли капитана Жеглова в боевике «Место встречи изменить нельзя». То же самое (про обаяние) можно сказать и о давнем партнере Высоцкого по Театру на Таганке — Валерии Золотухине, хотя такой удачи как «Место встречи...» у него в творческой судьбе так и не случилось.

При этом, что у Валерия Сергеевича был несомненный певческий талант (голосовое обаяние): совсем недавно я узнал, что в известной киноленте Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» — герой Леонида Куравлева — обаятельный вор Жорж Милославский — «поет» голосом именно Золотухина. И музыкальный хит того времени «Вдруг как в сказке скрипнула дверь» не был бы таковым без исполнения Золотухина. Равно как и — другие хиты того времени.

Клара Румянова, так же, как и Золотухин, наиболее ярко проявилась именно в голосе: озвученные ею Чебурашка, Заяц и прочие персонажи давно уже стали классикой советской мультипликации.

Все четыре типа обаяния имел, например, Иннокентий Смоктуновский, возможно, поэтому многие считают его одним из величайших актеров советской эпохи, человеком, который «мог все». У Александра Филиппенко — также четыре типа обаяния (хотя оно у него — отрицательное). Очень близко к ним «подошла» Наталья Гундарева — хотя ее телевизионное обаяние, на мой взгляд, уступает ее обаянию в сферах кино и театра. Равно как и — три типа обаяния надежно «удерживает» одна из самых элегантных актрис советского и русского театра и кино — Евгения Симонова, а также легенда всех «бензоколонок» и бесстрашная укротительница «неподдающихся» 50-60-х годов прошлого века — Надежда Румянцева. 

Среди более молодых представителей театрального и кино искусства — безусловным кино-обаянием обладал, например, Сергей Бодров-младший, легендарный «брат» из одноименного фильма (он также был и неплохим телеведущим). Равно как и Владислав Галкин.

Два типа обаяния (кино и театр) раскрыты у Алены Бабенко и Алисы Гребенщиковой (у последней есть намек и на обаяние телевизионное, но в полной мере оно пока так и не раскрыто). Безусловное телевизионное обаяние — у ведущих Владимира Познера и Дарьи Спиридоновой, Владислава Флярковского и Сергея Брилева.

А ведущие программы «Школа Злословия» (ныне закрыта) Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова — не очень обаятельны в формате авторского теле-интервью. Этот тот самый случай, когда ведущие (на мой взгляд) не являются изюминкой программы, оттого постоянно ждешь интересных интервьюируемых. Возможно, такова была задумка руководства программы.

А вот в «Собчак живьем» смотришь не только на гостей программы, но и на саму экспрессивную ведущую, хотя тут причина, в основном, кроется не в ее обаянии, а в ожидании: что же на сей раз «выкинет» ведущая и как на это будут реагировать гости.

Как уже указывалось выше, именно развитое личное обаяние позволяло (и позволяет ныне) отдельным творческим личностям неизменно «перетекать» из театра — в кино, из кино — на телевидение, и чувствовать себя комфортно и там, и там, и там. А тот, кто не имел такого развитого обаяния — мог искать себе... замену. Например, как это делал выдающийся режиссер старых советских комедий Леонид Гайдай, «родивший» свой экранный прототип в лице Шурика (Александра Демьяненко).

По свидетельствам очевидцев, Гайдай искал на роль Шурика актера, который бы походил на него самого в молодости. И нашел. А мы  в итоге получили блистательные фильмы той эпохи, которые были бы без «Шурика» блеклы и вряд ли стали бы хитами, несмотря на мастерство кинорежиссера.

Кстати, сам Александр Демьяненко хорошо известен не только как «кадровый» актер, но и как человек, озвучивавший множество иностранных фильмов, его голосом «говорят», например, Жан-Поль Бельмондо, Роберт де Ниро, Тони Кёртис...

Кстати, в мире «комплексных» школ и институтов, в которых исследуются множественные виды искусств для максимального раскрытия талантов (предрасположенности) — очень немного. Обычно, речь идет о системе довузовского образования, которой они следуют. Примеры: старейшая школа искусств «Walnut Hill» (США), где изучают театр, танец, музыку, изобразительное искусство. Или «Cambridge School of Visual & Performing Arts» (Великобритания), обучающая театру, музыке, изобразительному искусству (дизайну).

Данные образовательные институты тяготеют к некой комплексности, но они не ведают системой знаний в объеме, необходимом для полного раскрытия творческого обаяния «живого искусства». Что же есть у нас?

Еще меньше, по сути. В образовательные программы ГИТИСа и прочих творческих вузов «встроены» уроки по танцам и музыке, но — только применительно к театральному искусству. Во ВГИКе — все «заточено» под киноформат (и отчасти скопировано с системы театрального образования). Для освоения телевизионных (радио) специальностей — добро пожаловать в Московский институт телевидения и радиовещания (МИТРО) или Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (ГИТР) им. Литовчина.

Во всех российских вузах системы образования очень четко разграничены по формату искусства — театральное искусство, искусство кино, или что-то еще. Куда уж до выявления обаяния... Тут бы — поступить хоть куда.
А там — как повезет.
Только вот — повезет ли?

И напоследок — поделюсь с Вами собственными рекомендациями по развитию творческого обаяния в театральном искусстве. Ясно, что готового рецепта быть не может, все слишком индивидуально. Но все же...

1) Послушайте, что Вам хочется. Прислушайтесь ко внутреннему голосу.  Если то, что Вы хотите достичь в творчестве — вызывает у Вас сильные эмоции, если Вы чувствуете, что буквально не можете без этого жить — это, скорее всего, «то».  Наша природа часто дает нам подсказки, только почему-то мы предпочитаем их не слушать (или не слышать). А жаль.

2) Постарайтесь записаться на какие-нибудь хорошие курсы по раскрытию (высвобождению) творческого потенциала. Желательно, чтобы они не были слишком долгими (2-3 месяца для начала Вас вполне устроят). Попытайтесь «руками» пощупать-потрогать что-то, к чему Вы тяготеете. Нечего не бойтесь и никого не слушайте. Читайте биографии выдающихся людей (в той нише, в которой Вы хотите реализоваться).

При их прочтении Вы с удивлением обнаружите, что даже великого Ф.И. Шаляпина в свое время «забраковали», а И. М. Смоктуновский до тридцати с лишним лет так и оставался безызвестным провинциальным актером, жившим на нищенскую зарплату, пока совершенно случайно — из-за болезни другого актера — не получил роль Князя Мышкина в ленинградском БДТ.

Это, конечно же, еще ни о чем не говорит. Но наталкивает на мысль, что универсальных способов определения таланта просто нет.

3) Побольше читайте, смотрите, думайте. В Интернете информации — масса. Главное, не сидите на «пятой точке», рассуждая ни о чем. Помните, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Это банально, но это так. Особенно в театральном искусстве.

Не ждите никого. Нужное само придет, как только Вы будете к этому готовы. А чтобы подготовиться — надо искать. И никакого другого рецепта больше не существует.

Дерзайте.

Искренне Ваш, Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »