Продолжаем разговор, начатый в предыдущий раз о наиболее популярных вопросах и ответах для поступления в театральные вузы Москвы — у сегодняшних абитуриентов. Сегодня рассмотрим вопрос — как поступить в Щукинское училище?
Помнится, в прошлый раз я недосказал свое мнение о наиболее сильных театральных мастерских московских театральных вузов. Устраню этот недочет сейчас, и двинемся далее.
— Щепкинское училище (ВТУ им. Щепкина), мастерская Дмитрия Георгиевича Кознова. Вообще, в Щепкинском училище преподают обычно его недавние или давние выпускники, они (училище) очень неохотно признают мастеров со стороны. В отличие от того же МХТ, где проникновение «новой крови» все же приветствуется, и довольно массово.
— Щукинское училище (Театральный институт им. Щукина), мастерские Владимира Владимировича Иванова и Владимира Петровича Поглазова. И тот, и другой — педагоги «старой» закалки, но Иванов — душевнее, а Поглазов — строже. Сам в этих мастерских не был, не знаю, однако, Иванов, говорят, весьма неплох не только как худрук, но и как режиссер. Поглазов ставит реже, но жестче.
Как Вы, должно быть, понимаете, в двух перечисленных вузах мы говорим о кафедрах актерского мастерства. «Щука» — также довольно неохотно пускает к себе «варягов», но проблема училища — как раз-таки в недостатке «новой крови», новых лидеров, из-за которой вуз держится на своей «старой гвардии».
— Школа-студия МХАТ. В Школе-студии МХАТ ситуация сложнее, чем в других театральных вузах. Там есть довольно большое количество педагогов (руководителей курсов в те или иные годы), но, к сожалению, выделить из них кого-то весьма сложно, из-за весьма разного стилистического и вкусового восприятия театра у каждого из них (ибо они — выпускники совсем (или существенно) разных театральных школ). В этом смысле ранжирование мастерских во МХАТе — дело весьма запутанное (из серии, "что лучше «Мерседес» или «БМВ»). Знаю, что одно время в МХАТ весьма котировалась мастерская Д.В. Брусникина — вполне себе успешного режиссера и педагога, обласканного разными театральными наградами и премиями (и не безосновательно, кстати). Но — какова ситуация сейчас — совсем не знаю.
Также (это для тех, кто поступает на факультет режиссуры) — полезно знать, что в МХАТ преподает и Евгений Писарев — нынешний худрук и главреж театра им. Пушкина, и один из актеров театра им. Моссовета и того же МХТ. Писарев — человек удивительно талантливый, могущий научить мастерству актера и режиссера. Но свои курсы он набирает ОЧЕНЬ нечасто.
В целом, «массовость» педагогов из разных театральных школ, придерживающихся разных взглядов на театр, на мой взгляд, есть проблема стратегии развития МХАТ, где так и не поняли, какой перспективный вектор движения в области обучения мастерству актера они выбирают. И тут чуть-чуть, и там чуть-чуть. Всюду понемногу. «Сборная солянка». А это — жаль.
По ВГИК и прочим театральным вузам Москвы — я рассказать ничего не могу. Это другая среда. И я не хочу вводить Вас в заблуждение.
Вопрос 5. «Что лучше читать при поступлении — классические или современные произведения?»
Этот вопрос — не совсем правильный. Потому как — опять же, что лучше «Мерседес» или «БМВ»? В чем суть вопроса? А она проста: как для кого. Чтобы понять лучше — Ответьте мне, в свою очередь, на вопрос: «Что хуже — плохо прочитать Чехова или плохо прочитать какого-то современного автора (возьмем, например, Братьев Пресняковых)»? Как Вы думаете? Ну?
Ответ прост и тривиален: плохо — есть плохо — что бы Вы ни читали. А хорошо — везде хорошо. Вопрос — не в тексте (не в его форме и стилистике, хотя некоторым приятно так думать), а в том, как этот текст РАСКРЫВАЕТ Вас. И больше ни в чем. Поверьте мне. Больше НИ В ЧЕМ.
Но на всякий случай (хоть это ничего не решает, просто может дать Вам дополнительное внимание педагогов при чтении) — подготовьте поровну классику и современность. Тогда уж точно — не ошибетесь.
(Окончание следует).
« 10 вопросов и ответов для поступающих в театральный вуз Актерское мастерство: упражнения и этюды — как делать, что показывать? »