Нередко те, кто изучает актерское мастерство — меня спрашивают, что такое актерские этюды и упражнения? Как их делать? Как и что показывать? Поделюсь определенной информацией об этом с Вами.
Итак, актерский этюд — это небольшая сценка, в которой есть начало, продолжение (развитие) и логическое завершение. Обычно актерский этюд длится 3-5 минут, не более. Конечно, можно сыграть и спектакль — только на методе актерского этюда. Но мы не будем рассуждать глобально, а остановимся лучше на задачах.
Если совсем коротко и схематично — существует четыре основных разновидности актерского этюда:
1) этюды «наблюдения». Это Ваши наблюдения из жизни других людей. Они основаны на «подсматривании» того, что делают другие люди, как они существуют в определенных ситуациях. Одна моя сокурсница следовала за какой-то седой бабушкой от магазина до самого дома, чтобы повторить ее походку и манеру смотреть и разговаривать. Узнав все это, она творчески переработала увиденное, назвав этюд «Бабушка на скамейке кормит голубей».
В нем «бабушка» шла к себе домой, затем присаживалась на скамейку и, увидев голубей, примостившихся рядом, раскидывала небольшие кусочки хлеба, купленного в магазине, вокруг скамейки. «Голуби» садились возле нее, бабушка называла их ласковыми именами... Затем, скормив все, она шла дальше. На этом этюд заканчивался.
Как видите, ее этюд имел свое начало — «бабушка идет из магазина», продолжение — «история с голубями», и конец — «бабушка уходит, покормив голубей».
Очень важно, чтобы в ЛЮБОМ актерском этюде прослеживалось эмоциональное изменение Вашего персонажа — от начала — к концу. В данном случае — усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Она вынимает хлеб — и кормит голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.
Разновидностью этюдов «наблюдения» являются этюды — наблюдения за животными. Вы идете в зоопарк (или как-то еще, можно и по Интернету или вживую, если у Вас дома есть домашние животные), и наблюдаете за отдельными животными, а затем делаете этюд «с ними». Например, «кошечка» подходит к тарелке с едой, видит что-то вкусное, лакомится и, довольная, уходит.
Этюды «с животными» требуют очень подробного присвоения их повадок, пластики, движений. Нужно очень долго наблюдать за животными, прежде чем их «показать».
2) этюды на «ПФД» (память физического действия). Это этюды, в которых на первое место выходит достоверность физических движений для достижения Вами определенных приземленных целей.
Например, Вы заходите к себе в комнату, садитесь за стол, берете лист бумаги и ручку, и пишете письмо своему близкому другу (подруге, родителям, прочим родственникам, что кому ближе). Затем, дописав, упаковываете письмо в конверт и берете его с собой, чтобы отослать по почте. И письмо, и конверт — должны быть воображаемыми. Но текст — должен быть Вашим — самым конкретным, вплоть до букв, интонаций, обращений.
3) этюды «я в предлагаемых обстоятельствах». Это выдуманные или невыдуманные истории, произошедшие с Вами лично, или могущие с Вами произойти. Например: Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите.
Тут тоже необходимо «развитие»: приходите в комнату, недовольный «замечаете», что в Вашей комнате бардак, а скоро приедут родители (например), быстро убираетесь и, удовлетворенный, выходите из комнаты.
Заметьте — и это очень важно — состояние «неудовлетворенность» или «радость» — никогда нельзя играть. Но оно должно быть (ощущаться) в Вас в каждом сегменте этюда. Это довольно сложно объяснить на словах, но главное — никак не показывать эмоцию, но ощущать ее в себе.
4) этюды «на событие». Это этюды, где — с Вами или с Вашими персонажами происходит нечто, что меняет все Ваши (их) изначальные планы, или сильно увеличивает роль данного события (этого неожиданного «нечто») в Вашей (или их) жизни. Героями этюда «на событие» можете быть Вы («я в предлагаемых обстоятельствах») или подсмотренные Вами персонажи («наблюдения»).
В этюде с той же бабушкой — пока она кормит голубей — может появиться «вор», который стащит ее сумку с хлебом и кошельком — и она уже бежит за ним, вместо того, чтобы и далее на скамейке кормить голубей. Вор, конечно, должен быть воображаемый, но оценка факта кражи сумки — вполне себе настоящая.
Или — в случае с уборкой — во время уборки квартиры вдруг звонит телефон, и родители говорят, что они уже в подъезде Вашего дома (а должны были приехать только через час). Данный «звонок» заставляет Вас сильно ускорить уборку комнаты, превращая ее в комедию положений и нестандартных ситуаций.
Разновидностью этюдов «на событие» являются этюды под условным названием «прийти, чтобы остаться» или «прийти, чтобы уйти».
Пример первого случая: Вы находитесь в ссоре с родителями и приходите, чтобы помириться. Вы заходите к ним домой (предположим, Вы живете сейчас в другом месте) — и Вас встречает Ваша мама (или Ваш папа). Ни слова не говоря, Вы берете половую тряпку и начинаете драить пол. Затем протираете пыль на мебели и вешаете новые (принесенные Вами по такому случаю) занавески. «Мама», конечно же, оттаивает и накрывает на стол.
Пример второго случая: Вы приходите, якобы, к себе домой и видите, что Вы ошибочно вошли не в ту квартиру (Ваша квартира находится этажом выше). Вы извиняетесь перед хозяином и спешно ретируетесь.
В актерских этюдах очень важно внимание и достоверность происходящего, Вам важно сродниться с Вашим персонажем (если только это не «Вы в предлагаемых обстоятельствах»), быть очень внимательным к движениям и деталям («ПФД»). Перед созданием подобных этюдов — Вам помогут упражнения на воображение и на внимание.
Все это — актерское мастерство и актерские упражнения и этюды. Всем этим (и не только) премудростям Вы можете научиться у нас в Москве.
Если Вы проживаете в другом городе — мы можем предложить Вам консультации через Интернет.
« 10 вопросов и 10 ответов для поступления в театральный вуз 10 вопросов и ответов для поступающих в театральные вузы »