Это завершающая часть статьи, начатой тут и продолженной тут, о самых актуальных вопросах и о том, что нужно для поступающих в театральные вузы или в театральное училище. И если Вы не читали предыдущие материалы, а попали сразу на этот — лучше Вам с ними ознакомиться.
А я — продолжаю.
Вопрос 6. «Посоветуйте мне юмористические (трагедийные) и т.д. произведения или прозу для поступления в театральный вуз».
Ответ: Такие просьбы я слышу постоянно. И уже устал на них отвечать. Это вопрос из серии — «подскажите, какая у меня болезнь» — по телефону. Невозможно — не видя человека, сказать, какая у него «болезнь». Ответить на это можно — если только Вы экстрасенс. Я не экстрасенс. Поэтому — по порядку.
В человеке, избравшем актерскую профессию, — есть два элемента, которые должны находиться в постоянном балансе. Это — органика и темперамент. Органика — это Ваша природная естественность. Темперамент — это Ваша эмоциональная природа (индивидуальная заразительность). Она выражается в том, как ярко Вы можете выражать эмоции. Темперамент проявляется в речи, мимике и жестах. Актер без темперамента — полуживой актер. Актер без органики — мертвый актер.
Иными словами, отсутствие темперамента — серьезная ошибка, возникающая из-за недостатка подготовки (но каждый человек имеет темперамент, поверьте мне, — важно понять, какой он и какая у человека эмоциональность). Отсутствие (нарушение) органики (обычно встречающееся из-за серьезных и системных ошибок в самой подготовке) — грех.
Если Вы попытаетесь выжимать (выдавливать) из себя эмоции — Вы рискуете потерять органику. А ее отсутствие — смотри абзац выше. С другой стороны, читать что-либо «с холодным носом» — тоже негоже. Где же выход?
А он прост, как это ни странно. Когда Вы подбираете себе программу — Вы должны, прежде всего, думать, насколько Вас ТРОГАЕТ тот или иной материал. «Трогает» — это значит возбуждает в Вас эмоциональность, что является ключом к Вашему темпераменту. Ответ «не знаю» тут не подходит. Не знаете — идите работать в аптеку. А если Вы хотите заниматься актерской профессией — приходится знать (или, по крайней мере, пытаться понять). На самом деле, каждый человек, мало-мальски эмоциональный — знает. А «не знаю» — это все от лукавого.
Итак, если Вы нашли произведение (отрывок, прозу для поступления, стихи для поступления, женские или мужские монологи), который заставляет Вас СОЧУВСТВОВАТЬ (сострадать или вызывает другие СИЛЬНЫЕ эмоции) — это уже, по крайней мере, наполовину — решение. Далее — возникает вопрос: «как читать»? Скажу странную вещь: это вообще не должно Вас беспокоить. А заботить Вас должно: действуете ли Вы в том произведении, что читаете, или не действуете. А вот, что такое действие — это уже седьмой вопрос:)
Вопрос 7. «Что значит — действовать?»
Ответ: Действие — это совершение определенных поступков, обращенных к ПАРТНЕРУ с пониманием, ДЛЯ ЧЕГО я говорю ту или иную фразу и ЧТО я при этом хочу. Чтобы ЧТО получить? Чтобы получить согласие, извинение, прощение, решение... Запомните: без действия на сцене ничего нет. Многие (даже известные) актеры, к сожалению, псевдодействуют, ибо имитируют действие, а другие — им подыгрывают.
Чтобы понять, что такое действие — вспомните ситуацию, когда Вы взаимодействовали с другим человеком для получения чего-либо. В школе, когда хотели, чтобы Вам не поставили двойку; с родителями, когда хотели, чтобы они Вас отпустили куда-либо; на работе, когда хотели что-то от начальства. Что это было? Вспомните!
Не пытайтесь повторить это один в один, а просто вспомните, что Вы чувствовали тогда, что было перед Вами? Была простая и понятная ЦЕЛЬ. И Вы к этой цели бежали, летели, стремились. Так вот — если Вы получили то, что хотели — значит Вы — действовали.
И не важно, какой там был текст, что именно Вы говорили. Вы ДЕЙСТВОВАЛИ. Действие определяется целью. Точнее, достижением цели. И никакой мистики тут нет.
Вопрос 8. «Правда ли, что женщины-педагоги (члены приемной комиссии) „неровно дышат“ к молодым людям, а девушек — „отцепляют“, и отнюдь не из-за степени их подготовки?»
Ответ: Да, к сожалению, это нередко так. Особенно этим грешат дамы после 50. Не знаю, что там у них происходит в данном возрасте. Но знаю случай, когда одна пожилая дама не брала на курс девушек (правда, слава Богу, она на курсе лишь педагог, а не художественный руководитель). Это очень жаль, что на курсы в творческие вузы иногда осуществляют набор не очень здоровые люди.
Вопрос 9. «Как вести себя во время прослушивания?»
Ответ: Прежде всего, Вам надо постараться успокоиться. Я прекрасно понимаю все эмоции абитуриентов при поступлении. Но помните — чем более Вы спокойны — тем лучше покажетесь. Для того, чтобы успокоиться — перед поступлением надо сделать сто вдохов и выдохов, ни на секунду не отвлекаясь от подсчета. Вдохи и выдохи могут быть глубокими или нет — это не важно. Помните — чтобы успокоиться — нужно переместить внимание на что-то другое. В данном случае — на дыхание.
Во-вторых, Вам может показаться странным то, что я сейчас скажу, но... Когда Вы выходите перед комиссией — в этот самый момент — полностью снимите с себя ответственность за все, что Вы делаете. Ибо ни на что повлиять Вы в этот момент не можете. Просто воспримите это, как данность.
И третье. Всегда находите себе «партнера» среди членов приемной комиссии. Иными словами, выбирайте человека, который там «главный». И читайте именно ему. Сделайте его своим другом, своим партнером. Добивайтесь от него, через текст. Ищите зацепки.
Помните — театр — партнерское искусство. Без партнера там нельзя. Полюбите тех, кто сидит перед Вами, с какими бы лицами они не сидели. И помните — от Вас в этот момент уже НИЧЕГО не зависит.
Вопрос 10. «Чего не нужно делать при поступлении в театральный вуз?»
Ответ: Не нужно ничего наигрывать и придумывать. Прежде всего, будьте собой. Ведь на курс берут не Гамлета Шекспира, Катерину Островского или Чацкого Грибоедова. Берут ВАС со всеми Вашими потрохами. Так идите. И... смелее.
P.S.: если Вы хотите записаться на актерские или режиссерские курсы — это можно сделать тут.
Всегда Ваш,
Александр Баринов
« Актерское мастерство: упражнения и этюды — как делать, что показывать? Актерское мастерство: 5 распространенных мифов и заблуждений »