Как Вы, наверно, знаете, недавно у нас состоялось две премьеры. Более подробно о них написано тут. В данной статье я хотел бы рассказать о том, как получилось, что мы взяли в постановку прекрасную и волшебную пьесу А. П. Чехова «Чайка». Если интересно — то читайте.
Почему такой выбор пьесы? Чехов... Чайка. Причина крайне проста. Я давно уже хотел сделать спектакль о творческих людях. А тут — такая роскошь... Три возраста: те, кто только начинает (Треплев и Нина), те, кто что-то уже добился в творчестве (Аркадина, Тригорин) и те, кто не добился, но всегда хотел чего-то бОльшего... (Дорн, Сорин). Первые исполнены максимализма и радужных надежд. Вторые — познали ЦЕНУ того, что имеют. Третьи... все пропустили, но стали ли они счастливы, избрав что-то еще?
«И маленьким литератором быть приятно...», — говорит в пьесе Сорин. Значит ли, что он жалеет о том, что не случилось? Да, конечно. И он говорит об этом постоянно. Доктор Дорн — более сбалансирован и уравновешен. Но и у него проскальзывает горечь по поводу не свершившегося: «Если бы я мог испытать подъем духа, что бывает у литераторов — ... я бы презрел земную оболочку...».
Дорн получил от жизни немало. Но, как мне казалось, не получил чего-то очень важного. Или кого-то...
Аркадина. Вся такая успешная... Прима... Упакованная, богатая. В паре с модным литератором Тригориным. Что еще надо? Всего добилась сама. Этакая Заречная лет двадцать пять спустя. Прошедшая огонь, воду, медные трубы. Но на фразу Треплева «Играй в своих жалких провинциальных театрах» — реагирует болезненно: «Никогда я в них не играла». Кокетничает. Играла. Поднялась с самых низов. И знает про это ВСЕ.
И хочет забыть.
Аркадина — единственный человек в пьесе, кто ЗНАЕТ весь путь — от момента, когда ты — никто, и до мгновения, когда ты становишься ВСЕМ. Человек, познавший ЦЕНУ. Вот она говорит, что у нее нет денег в ответ на просьбу Сорина помочь сыну. «Я актриса, а не банкирша». Какой вывод? Она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не может помочь сыну? Или не хочет... Я поймал себя на мысли, что на протяжении всей пьесы Треплев НИЧЕГО у матери не просит. Только один раз, говоря о дяде, он... даже не просит, а предлагает ей — подумать о тех, кто ее любит, кто поддерживает.
Просто Аркадина понимает, что говорят с ней не о деньгах. А о ее отношении к окружающим ее близким людям. Заезжая очень периодически и очень на огонек - она не занимается семьей. Она принесла ее в жертву. Тригорин — это не семья, а ОКРУЖЕНИЕ. Это другое. Поэтому такая болезненная реакция на всякое упоминание денег, так как это не просто расходы, это ее ОТНОШЕНИЕ к сыну, которого она безудержно теряет. Если не потеряла уже.
Ведь Сорин для Аркадиной — это не только брат. Это человек, который примет ее ЛЮБУЮ. Он любит сестру, а не актрису. И Аркадина понимает, что это, пожалуй, единственный человек, которому не важен ее успех. Он от него не зависит. Его отношение к ней не поменяется, если вдруг что-то пойдет не так в жизни, в карьере, в отношениях с миром. Аркадина понимает, насколько зыбок успех. Насколько он ничего не значит на дистанции. и нужно каждый раз доказывать и подтверждать свое место под солнцем.
Тогда для чего заниматься творчеством? Ради успеха? — это я сейчас себя спрашиваю.
«Новые формы нужны», — утверждает Треплев. Что это за высказывание?
Оно о постоянном поиске. Расшифрую: человек начинает заниматься этим, изначально НЕ думая об успехе. Почти. Впрочем (Заречная): «Уж я бы тогда потребовала славы. Настоящей, шумной славы...» Значит, думают же об успехе, начиная творческий путь?
Я для чего это пишу? Что рассказать о своих зацепках. О своих мыслях вокруг темы. Для режиссера всегда важен вектор мысли. Ты делаешь спектакль — РАДИ ЧЕГО? Пересказать уже в миллионный раз сюжет? Нет. Чтобы исследовать что-то главное. Попытаться понять и покопаться в МЕЛОЧАХ. В нюансах. Когда то, о чем ты высказываешься — для тебя не мелочь. Когда ты, черт возьми, думаешь о чем-то, что беспокоит, волнует, будоражит. Когда ты просто НЕ МОЖЕШЬ не высказаться.
Итак, стремление к открытию. Хотя... многие ведь действительно идут в театр или кино ради славы. Может быть, я слишком идеализирую молодое поколение?
... И я очень сильно заморочился. Просто ВЕСЬМА загрузился и решил в приватной беседе с теми людьми, с которыми занимаюсь сейчас театром (не люблю строить из себя педагога, но пусть будет), задать им вопрос и получить ответ о том, что первично в их цели поступления в театральные вузы: успех или что-то еще.
Я опросил многих. Сделал это честно. Подумалось, что, возможно, я витаю в придуманных мною же облаках, и мир не таков, да и задачи у всех не те. И, быть может, я собираю кукурузу от полей, которых нет. Но...
... Многие сказали, что точную цель не назовут, просто хотят заниматься театром и все тут. Одна девушка сказала, что хотела бы стать известной, но это не самоцель. Парень мне ответил, что просто любит театр. Как-то так. И ни один не сказал, что успех первичен. Я громко выдохнул. Отлегло.
Да, чтобы было понятно — я опросил двадцать пять человек. Капля в море, понимаю, да. И что? Пусть это будет моя маленькая вера. Да... Когда-то был такой фильм.
Так вот. Недавно у нас в театре «Вертикаль» вышла «Чайка». Большая красивая птица:) Это опять же цитата Чехова.
О чем она? О том, что творческий путь — это штука, МАКСИМАЛЬНО наполненная эмоциями (победами, разочарованиями, открытиями, потерями, апатиями, симпатиями), и в нем есть свои логические периоды восхождения и спада. Мы хотели сделать этот спектакль для тех, кто начинает свой творческий путь, чтобы показать, ЧТО этих молодых парней и девушек МОЖЕТ ждать. И что надо делать, чтобы ПОБЕДИТЬ.
Это слово «победить» из монолога Нины Заречной вначале пьесы. И — да! Костя Треплев сделал что-то действительно талантливое. И — о, да! Мама (Аркадина) это понимает.
Но впереди его ждет большой и КРАЙНЕ сложный путь. Путь побед и лишений. И это она тоже понимает. Может ли она ему помочь? Конечно. Примет ли он ее помощь? Нет. Он убежден, что каждый должен собственного успеха добиваться сам. Красиво. Он и ступает красиво, наш Треплев. Парень с принципами.
Треплев — это не Тригорин. Тригорин — способен принять любую (ЛЮБУЮ) помощь... Какую бы цену не заплатить бы за то, чтобы из «маленького писателя» стать МОДНЫМ (литератором)? Модность — слово про Тригорина. Он с ним родился. Для него не важно — КАК. Для него важно, что — чтобы состояться — нужно... состояться. И не в литературе. В связях. Так ли думает на самом деле Тригорин? Да. Он избрал себе такую логику: хочешь быть успешным — будь С успешными (и желательно сильно рядом). Логика работает. Но счастье (в том числе и творческое) так не находится. Не тот алгоритм. Есть деньги, есть успешность. Но, как признается Борис Алексеевич в сцене с Ниной: «Я фальшив... до мозга костей».
Он не лукавит тут. С чего бы ему лукавить? Он ОЧЕНЬ сильно подозревает, что поставив на изначально надежную, холеную и красивенькую лошадку он заплатил СЛИШКОМ высокую цену. А вернуть все вспять невозможно. Договоренности сослагательного наклонения не имеют.
Я сильно подозреваю, что моя статья, которую Вы читаете сейчас — слишком экспрессивна, жутка и не понятна по сравнению с тем, какие материалы Вы можете найти ранее в блоге. Но я впервые тут выступаю, — не как методолог. А как человек, идущий по следу. По моему собственному следу. Как гончая. Ведь она, я так думаю, не понимает часто — что к чему. А просто идет, ведомая порывом. Режиссер — человек, который имеет нюх на предмет. И он просто идет. Убери нюх — ничего не будет.
Режиссер живет нюхом. В этом — вся его жизнь. И больше ничего не важно. Нужно просто идти.
P.S.: Приходите на спектакль. Поразгадываем ребусы. Это, черт возьми, увлекательная штука.
Всегда Ваш,
Александр Баринов
« Театральный блог: важное о важном Курсы для поступающих в творческие вузы »