Театральный блог: важное о важном

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , ,
Комментарии выключены

театральный блог, блог о театре, блог о театре и кино, театральная педагогика, театральная литература

Здравствуйте, друзья.

Обратил внимание, что первая запись в мой театральный блог датирована 25 октября 2011 года. То есть, моему блогу о театре уже более 10 лет! Чуть более 10 лет назад я замыслил сделать свое информационное пространство, что-то вроде образовательного портала, где бы каждый мог почитать о театре (и кино) так, как мне было бы интересно о них рассказать, вместо того, чтобы перелопачивать тонны литературы и выискивать из нее крупицы полезной, системно поданной информации.

Если интересно — то читайте.

В этот раз я решил не говорить о каких-либо образовательных методиках, многое из того, что действительно может пригодиться — можно найти по поисковику блога (окошечко вверху справа, набираете любой запрос — и вуаля!) — а просто пройтись по вехам. Того, что было, КАК это было, и что есть сейчас. Можно предположить, что я пишу настоящую статью о себе? Можно. Но позвольте мне ненадолго побыть эгоистом: это все равно почти ни на чем ведь не скажется, ну, а мне — приятно.

Итак, в эпоху начала развития «инфобизнеса» (2005 год и далее) и приравненных к нему методов быстрого заработка на создании и продаже информации (кто не знает, что это такое — можно посмотреть в поисковиках, это слишком обширный предмет, да и не очень актуальный уже, признаться) — я не рассматривал свой театральный блог, как источник монетизации. Нет. Я прекрасно понимал, что мой труд вряд ли когда-то окупится и будет приносить стабильные барыши.

Я просто хотел точечно доносить информацию для новичков театра и кино, которые часто теряются в обилии существующих тематических и околотематических источников, а также псевдо-методик, не дающих ничего, кроме иллюзии подготовки. Да и вообще, в последнее десятилетие я все более и более убеждался в том, что у многих педагогов на первый план их интересов все более и более выходят деньги, подчас даже так, что затмевают «доброе, разумное и вечное».

А я бы не хотел, чтобы это было так. Мне противна мысль, что все продается и покупается. Это не может быть и НЕ ДОЛЖНО быть. Есть тут что-то неправильное, циничное и лицемерное. Когда-то ранее - во времена СССР тоже, конечно, — были искусственные препоны, ограничения и блат. Но они не достигали столь чудовищных размеров, как сейчас. Они не были так ИСКУССТВЕННО навязаны со стороны людей, которые отвечают за нашу культуру. У меня все более и более складывается ощущение, что за нее сейчас вообще никто не отвечает. Да, деньги выделяются на кино и театр каждый год. Но что с ними делают? Куда они деваются? Почему каждый год со студентов творческих вузов в среднем требуют 400-600 тыс. руб. за обучение?! Да, внебюджет в каждом творческом вузе есть, но его размер КРАЙНЕ ограничен.

А потом все удивляются, почему у нас не рождаются новые Леоновы, Тарковские, Гончаровы, Таировы, Товстоноговы и т.д. Невозможно каждый год искусственно и планомерно ограничивать многим талантам доступ, а потом сетовать на слабый результат. Кто должен заниматься этими вопросами? Государство. А почему оно ими НЕ ЗАНИМАЕТСЯ? Вопрос риторический.

Система культурного развития сейчас — это антисистема, где нет и не может быть КОМПЛЕКСНОГО решения вопросов взращивания талантов. Деньги в сферу перечисляются? Да. И все. Конец.

Никогда не забуду момент на шоу «Голос» Первого канала (кстати, первые выпуски, да и последующие тоже — наглядно показали, сколько у нас на самом деле талантов, и это не только в музыке) — когда члена жюри — одного из лучших русских исполнителей А.Б. Градского спросили, что же будет со всеми этими талантами — он ответил «Не знаю». Вот и ответ. Таланты выявили? Да. А что делать дальше? Вопрос, опять же, риторический. 

Государственная система развития культуры не заточена под формирование и доведение талантов до уровня зрительского интереса, от слова «совсем». Идет освоение бюджетных денег, что-то там регулируется на местах. И все. Потому что такой задачи нет. Она не перед кем не поставлена. «Пусть идет так, как идет». И все.

«Никому не интересно напрягаться, когда другие не напрягают и/или когда нет в этом прямой материальной заинтересованности». — сказал мне как-то знакомый педагог. 

Так вот, учитывая изложенное, я пришел к убеждению, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Мне, наверно, не под силу поменять систему, у ее многочисленных участников там — своя кормушечка, а что до других — хоть трава не расти. Но я могу сам сделать так, чтобы в некоторых вопросах присвоить себе право расставить точки над «и». И поэтому я стал вести этот театральный блог, который в настоящее время насчитывает более 200 обширных тематических материалов по всем вопросам образования в сфере театра и кино, включая возможные способы самопродвижения.

Помимо социальной цели (попытаться создать баланс между заданностью государственной антисистемы и возможностью самостоятельного изучения предмета) я преследовал, конечно же, свою, личную цель: больше постигать на методологическом и практическом уровнях те вещи, о которых говорю. Пытаясь на страницах моего блога о театре и кино пояснить многие моменты — я все более и более узнавал их и сам. Очень часто то, что ранее мне казалось незыблемым, единственно верным, точным и почти безальтернативным — на деле подвергалось существенным (или не очень) корректировкам и даже изменениям в фундаментальной подаче. 

Фактически, я ощутил себя проводником, через который проходит информация. Я собираю ее по сусекам, осмысливаю, дополняю или изменяю, систематизирую, пробую на практике и выставляю в почти готовом виде для других. И она должна быть доступна в сжатом виде всем желающим.

Сформулировав данный посыл, мне стало проще и спокойнее. Я перестал следить за государством, размышляя, что правильно, а что нет, — а стал просто излагать то, что считал нужным, и делать это так, как я умею и люблю. Не знаю, насколько то, ЧТО Вы читаете в моем блоге  — высокого качества с точки зрения систематизации и изложения. Но, по крайней мере, в нем есть нечто очень важное, и оно касается не только методологии. Со страниц своего блога я делюсь своими практическими наработками, которые применяю сам уже долгие годы. И долгие годы они работают. Кто-то, возможно, найдет в них изъян или укажет на несоответствие чего-то чему-то.

И на здоровье!

Я и не претендую на роль современного Станиславского. У меня нет задачи расставить все по полкам так, чтобы удовлетворить установки и пожелания всех. У меня есть желание поделиться рабочими моделями и пояснить, почему они работают, выявить их определенные закономерности и алгоритмы. Возможно, у некоторых педагогов все устроено несколько (а может, и не несколько) иначе. Что ж, нет пророка в своем отечестве. И я им совершенно точно не являюсь, да и нет в этом нужды.

Нужда есть в создании альтернативы государственной антисистемы современного образования для театра и кино, которая должна стать реальным МАССОВЫМ инструментом для формирования современных молодых талантов и введения их в медиапространство с минимальными бюрократическими (социальными) барьерами. И именно это крайне важно.

А скажете ли Вы или что-то так или иначе — поверьте — это совсем не важно.

Именно поэтому в дополнение к моему театральному блогу в 2016 году я также создал группу в ВК «Театральные монологи», где каждый желающий может найти на выбор ЛЮБОЙ текст для чтецкой программы разного формата. В настоящее время в данной группе общим объемом участников более 33 тыс. человек представлено уже более двух тысяч (!) стихотворных, прозаических и драматургических текстов, иногда чуть отредактированных для наилучшего и наиболее оптимального решения всевозможных задач.

Аналогичная группа есть и в Телеграмме. Там пока 2,4 тыс. участников. Но это лишь начало.

В 2021 году я создал и разместил в Яндекс-Дзене несколько материалов, где в шуточной форме описал типовые фобии тех, кто поступает в творческие вузы России. Из-за моей занятости в театре данный канал пока находится в начальной стадии развития. Но возможно, какие-то статьи оттуда покажутся Вам небезынтересными. Вот он. 

Читайте отмеченные выше материалы и театральный блог, друзья.

Переходите по ссылкам. Там есть стоящие вещи.

С наступившими праздниками.

Будьте счастливы!

Искренне Ваш,

 

Александр Баринов

 

P.S.: По поводу занятий актерским мастерством и режиссурой театром и кино — пишите.

ВотсАп

ВКонтакте

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »