Недавно наш кинематограф пополнился еще одним фильмом о педагогах и школьниках — «Географ глобус пропил». Главную роль в фильме исполнил Константин Хабенский — актер редкого кинематографического обаяния. И уже одно это обстоятельство привлекло к фильму немалый общественный интерес. Посмотрел кино и я. Не только поэтому, но и поэтому тоже. И даже решил написать на данное кино небольшой отзыв.
Для начала, справка из Википедии:
Фильм принимал участие в конкурсной программе XXIV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи и получил Главный приз фестиваля. Российская кинопресса тепло приняла картину. Фильм претендовал на премию «Золотой орёл» в шести номинациях, в том числе как лучший российский фильм года, и в итоге победил в трёх номинациях: лучшая режиссура, лучшая мужская роль и лучшая женская роль. Фильм получил премию «Ника» за лучший фильм года и ещё четыре премии: за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль и за лучшую музыку.
Надо сказать, что я все же потрясающе наивный человек. Так как меня можно соблазнить громким именем, широкой рекламой, высокими рейтингами. На это на все уже давно пора забить, то есть, это все уже давно пора забыть. Но не забывается что-то. И те же грабли все так же — бьют меня по голове. Я набиваю очередные шишки и опять чего-то жду. В который раз поражаясь своей глупости и наивности.
Но вернемся к кино. Сюжет простенький донельзя.
В уездный город N (город называется в фильме, но это совершенно не принципиально) приезжает некий педагог (Хабенский) с женой и ребенком. Там он — от безденежья — идет устраиваться в школу. Однако, те предметы, что он может преподавать — уже «заняты», и ему предлагают вести предмет географии. Отношения с классом у него не складываются. Географ предпринимает ряд вялых попыток заинтересовать народ, даже ведет подростков на экскурсию, — но она с треском проваливается.
Ах, да — тут уместно сказать, что географ ни дня не живет без грамма: горькую пьет практически напропалую, и даже в классе. Географию знает плохо и читает лекции по учебнику. А над всем этим витает атмосфера вечной безысходности и мерзлоты: действие происходит (в основном) лютой уральской зимой, со всеми вытекающими.
Слабый, постоянные пьющий и плохо знающий свой предмет педагог надоедает подросткам и они открыто его посылают. Положение может спасти то, что однажды географ проигрывает классу в карты (он, оказывается, еще и в карты играть не умеет) и в качестве компенсации он везет класс за тридевять земель — в лесной поход.
— Ну, начинается, — обрадовался порядком озадаченный (не в хорошем смысле слова) я. — Сейчас герой Хабенского сделает что-то такое, что ребята буду визжать от восторга, сделают его своим безусловным авторитетом, герой обретет уверенность, силы и новый жизненный смысл, и все они, радостные и обогащенные чем-то незримым, вернутся в родные пенаты.
Боже, как же жестко я ошибся! Так я не ошибался даже в «Физруке», где герой, несмотря на все свои моральные уродства, — все же деятелен и хотя бы иногда совершает что-то хорошее.
Итак, в поезде географ напивается так, что на нужной станции его выгружают как багаж — дети. Выразив ему вотум недоверия, школьники берут ситуацию в собственные руки. Которые (школьники и их руки) также оказываются слабоваты: дети чуть не тонут в лодке на очередном речном спуске. Но спасет их вовсе не географ. К слову сказать, школьники в фильме показаны хамами, бездельниками и неумехами, плюющими на всех и на вся, основным желанием которых является «свалить» из города раз и навсегда.
Все. Ах, да, - жена географа, несколько раз пытается от него уйти (и немудрено), и в конце концов влюбляется в школьного приятеля географа — и по совместительству — помощника местного депутата, оборотистого мужика с внешностью Валуева и душою суслика. Герой мужественно прощает измену, так как сам уже давно спит с другой. Далее — в географа влюбляется одна из школьниц, говорящая в одной из сцен, что не может без него жить. Но жить она без него вполне сможет, что становится понятно после того, как географа с треском выпирают из школы — в самом конце фильма.
Вот такой вот сюжет. Интересный, правда?
Обаяние Хабенского, конечно, немножечко улучшает ситуацию. Без него все было бы еще грустнее.
Но дело даже не в том.
А в том, что формирование главного героя в российском кино идет как никогда успешно. Уголовник и шантажист «Физрук» из одноименного сериала, Высоцкий («Спасибо, что живой») — тяжело больной наркоманией человек, находящийся на грани смерти, теперь еще и географ, алкогольный инфантилизм которого превосходит все мыслимые и немыслимые ожидания; А.П. Чехов со своими страданиями маленького человека — просто «отдыхает». Ах да, у нас есть еще Харламов («Легенда номер 17»), который хорошо умеет кататься на коньках (об этом — в следующих заметках). И менты (или бандиты) в различных сериалах — ходульные и тупые персонажи, кроме беготни и стрельбы ничего не умеющие и не знающие.
Какой герой из перечисленных вам нравится? Мне, например, не нравится ни один. Так как ни один «герой» данных фильмов героем нашего времени и НАШИМ героем — вовсе не является. Не будут в него играть мальчишки, как в свое время играли в Штирлица, в Чапаева, в Жеглова. НЕ БУДУТ.
Просто пошлют, как это делают с географом все окружающие. И будут правы. Потому что именно этого и заслуживает данный человек в первую очередь — согласно своим поступкам. Потому что — герой — это человек, на которого хочется равняться. Которому веришь и доверяешь. Который ошибается, но делает и выигрывает (пусть даже эта победа и небольшая). Который — не обижает слабых и равен сильным. Который может любить. И которого ПОЭТОМУ — любят.
А про географа сняли фильм. Смотрите, дорогие зрители. И будьте счастливы. Вы же хотели героя? Так получите. К «пуговицам» претензии есть? Нет. Вот и смотрите. А мы сейчас еще что-нибудь снимем. И дадим призов до кучи, чтобы вы уж точно не сомневались, что это и есть ваш новый — прекрасный и любимый — герой.
И мы смотрим. И аплодируем. И радуемся призам. Не понимая, что это кино — О НАС.
Странно, правда?
Надеюсь, Вас не покоробил этот небольшой отзыв о фильме «Географ глобус пропил».
« «Уральские пельмени» — надежное «вчера» или неизвестное «завтра» (отзывы) Экранные рефлексии Евгения Гришковца »