«Уральские пельмени» — надежное «вчера» или неизвестное «завтра» (отзывы)

admin Рубрика: Позвольте представиться,Метки: , , , , , , ,
Комментарии выключены

мясников Скажу сразу, я почти не смотрю юмористические передачи. Ибо не нахожу там ничего особенно забавного. Смотрю некоторые из них — иногда, когда сильно устал (и даже пишу отзывы на некоторые из них). Но сегодня я хочу поговорить о бывшей команде КВН и нынешнем ток-шоу телеканала СТС — «Уральские пельмени». Как и большинство молодых (сравнительно) юмористов (назовем их так, хотя это и не точно) «уральцы» «вышли» из старого доброго КВН, которого больше нет.


— Почему же нет? — наверно спросите вы. — Идет же, по ТВ.
Идет-то идет. Но это уже не КВН.

Впрочем, не будем о грустном. Не о том хочу поговорить сегодня я. А о команде «Уральские пельмени», обитающей сейчас на СТС и показывающей свои шоу на данном канале. Почему же именно о ней? А вот почему.

На мой взгляд, это наверно ЕДИНСТВЕННАЯ команда из плеяды квн-монстров, которая МОГЛА БЫ приблизиться в своем творчестве к высокому искусству, соединив драматическое и смешное в один гремучий коктейль, и создав тем самым что-то действительно талантливое. МОГЛА БЫ. Но пока не сделала. Почему?

Тут есть одна причина. Но для начала...

Немного истории. «Уральские пельмени» были созданы в 1993 году студентами Уральского политеха Дмитрием Соколовым и Сергеем Нетиевским (впрочем, «отцом-основателем» команды считается все же Соколов). Дела у студенческой команды как-то сразу пошли в гору, и в 1995 году — через сочинский фестиваль молодежных команд-новичков — она попадает прямиком в Высшую лигу КВН, где в 2000 году становится чемпионом, превратившись за каких-то 5 лет из никому не известного местечкового институтского коллектива в квн-грандов. Далее «Уральские пельмени» становятся обладателем множества российских и международных наград, постоянно участвуя на различных фестивалях и проектах КВН.

«Полюбило» команду и наше телевидение, которое с 2007 года (сначала на канале ТНТ, а потом и СТС) транслирует на постоянной основе все шоу с ее участием. Являясь по формату творческим объединением, многие участники «Уральских пельменей» по отдельности охотно участвуют в телевизионных программах разного формата: от скетчкомов до «шоу талантов».

Начало 21 века ознаменовалось для команды поиском своего стиля и своей аудитории. Если в конце 90-х «Пельмени» работали почти полностью в формате КВН, то с начала 2000-х годов команда начала пробовать другие форматы сценического искусства, от эстрадно-песенного до танцевально-театрализованного. Хотя последние по настоящее время остаются в качестве отдельных набросков, не получив сколь-нибудь серьезного воплощения (а жаль).

— Ну и что? — спросите вы. — В чем такое уж отличие «Уральских пельменей» от подобных команд, например, от «Камеди клаба» или от «Нашей Раши»?
Задав этот вопрос, вы будете и правы, и не правы — одновременно. Я поясню в настоящем отзыве.

То, что делают «Уральские пельмени» — ПО ФОРМАТУ ПОЧТИ не выбивается из того, что делают другие команды или личности, вышедшие из КВН (так или иначе). Юморные сценки, веселые номера, острые миниатюры и эстрадные экспромты. Можно спорить, какого качества эти номера, на какую аудиторию и на какой вкус они рассчитаны. Дело не совсем в том.
А в том, что команда имеет все возможности сделать свое творчество более глубоким, более объемным, более разноплановым. По следующим причинам:

Во-первых, все же основные участники «Уральских пельменей» — настолько разные и харизматичные, что запоминаются зрителем очень быстро и надолго. И обладающий бесспорным и поразительным обаянием «а-ля Юрий Никулин» Дмитрий Соколов (который может, почти ничего не делая на сцене, — заставить зал смеяться от души).

И Дмитрий Брекоткин — этакий упрощенный (но не менее одаренный) аналог «раскрученного» — и действительно талантливого Михаила Галустяна.

И Андрей Рожков, обладающий выраженной характерностью величайшего Георгия Милляра. И Юлия Михалкова, которая даст фору всем участницам «Камеди Вумен» по манкости и обаянию.

А что порой на сцене вытворяет Вячеслав Мясников (один из молодых участников коллектива, на фото) — высший пилотаж с учетом его не особенно выразительной внешности и скромных психофизических данных. Ребята смеются и озорничают (хотя «ребятами» многих из них назвать уже сложно — по возрасту), тем не менее, они могут — выражаясь театральным языком — ИГРАТЬ, причем довольно прилично (что они показывают в редких — к сожалению — миниатюрах).

Во-вторых, как я уже сказал в данном отзыве чуть выше, творческий поиск «Уральских пельменей» в последние годы привел их к созданию НЕКОТОРЫХ довольно удачных вещиц, сочетающих авторскую песню, актерский экспромт (моно-спектакль) и овеянное тонким юмором действие в стиле ТЕАТРАЛЬНОГО «стенд-апа», когда сюжет до такой степени завуалирован и насыщен разными интересными событиями (психологическими в том числе), что абсолютно невозможно предсказать развязку. Да и номера у уральцев довольно длинные — по 7-10 минут каждый, что превышает эстрадный формат. Все говорит о том, что команда с определенных пор тяготеет к более глубокому ОЩУЩЕНИЮ того, что они показывают, пытаясь всячески раздвинуть довольно узкие эстрадные рамки КВН.

В-третьих, для команды пишут тексты довольно талантливые авторы. И в некоторых случаях (не во всех) — бывает действительно смешно. При том, что юмор «Пельменей» — абсолютно не пошлый и не политический; даже многие «бытовые» ситуации ребята решают на сцене совершенно легко и — как ни странно — целомудренно (что очевидная редкость в наше время).
При всех ощутимых плюсах в номерах команды — есть и минус. Он один, но — весьма ощутимый. Зовется он: «неумение использовать свой потенциал так, как это возможно сейчас».

Дойдя до определенного этапа некоторых сцен (логического, но не эмоционального) — ребята абсолютно не понимают, что с этим делать ДАЛЬШЕ. Ибо очень часто хочется продолжения — смыслового, психологического, возможно, не всегда юморного. А его нет. И вся сцена, написанная талантливо и с размахом и с развитием, — заканчивается по сути — ничем. Да, зрители благодарны и за это. Да, народ в зале (а все шоу команды записываются в формате «живых» концертов, что отличает их от аналогичных «постановочных» передач подобного рода) — боготворит своих любимцев за те плюсы, что у них есть. Да, это все же юмор, а не театр. И все бы ничего.

Да только «кому многое дано — с того многое спросится». «Уральским пельменям» дано немало. Это и талант исполнителей, и авторский материал, и потенциал (человеческий и душевный), позволяющий поиск новых форм. Но реализуют они его сейчас теми методами, ЧТО ОНИ УЖЕ ЗНАЮТ. А не тем, что ОНИ УМЕЮТ. Такое впечатление, что — дойдя до какого-то предела — ребята просто боятся двигаться дальше. Смотрят друг на друга и думают: «А надо ли это нам? А как это воспримет публика? А вдруг мы не сможем?»

Конфликт «успешного вчера» с «сегодняшним завтра». И в этом конфликте команда пока безнадежно проигрывает.
Потому что — есть такой термин «болезнь роста». До сегодня ребята двигались про проторенной колее, по тому, что они нащупали, знают и понимают. Но любой подросток ДОЛЖЕН со временем стать мужчиной (или женщиной). Иначе можно так и не получить всех плюсов взрослой жизни, оставшись навек «подающими надежды», «вечными детьми КВН», «талантами на перспективу».

А дальше — дело за ними. Остановятся ли они на том, что есть, и это повлечет за собой их творческую гибель. Или захотят идти в те дали, где пока не были. Где совсем не понимают законов и совсем не знают, насколько востребованы они будут для общественности. Где — ВСЕГДА риск и не всегда — быстрая победа. И — нет никаких ГАРАНТИЙ УСПЕХА — того, который они имеют сейчас.
Ответ за ними. Хотя — зная удачливость их капитанов, сопутствующую им уже почти двадцать лет, — думаю, что в нынешнем формате они точно не «зависнут». Куда они двинутся? Вопрос сродни гамлетовскому. И ответа пока нет.

Пожелаем же им успеха. И — быстрее преодолеть эту точку «вечного вчера» в пользу «бесконечного завтра».

Вот Вам мой отзыв.

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »