Вот к нам в театральную студию ЛЕТИ (Легкие театральные игры, г. Подольск) приходят подростки. Мальчики и девочки лет 12-14-ти. Многие из них потом (по секрету) говорят, что собираются поступать в творческий вуз. Но говорят это — потом. И так, вскользь, настороженно — следят за моей реакцией. А сначала они заходят так... С таким видом, будто зашли сюда случайно. Нарочито развязно двигаются и громко говорят. Не все, но многие. Некоторые приходят с родителями (что меня всегда удивляло и удивляет). Но все равно. Говорят и двигаются крайне развязно.
Они ищут подвох — как привыкли искать его везде, где есть мы, взрослые. И мы даем им кучу таких подвохов и поводов. И они улыбаются — победно и с сарказмом. Мол, мы же это предвидели, мы же знали! И именно так все и происходит! Они улыбаются, смотрят и ждут подвох, потому что они —
НЕ ВЕРЯТ.
Нам, взрослым. Потому что мы учим их жизни. Так или иначе. Мы учим их вещам, которые, по нашему разумению, должны пригодиться им в жизни. Значит, мы учим их жизни. Но КАКОЙ жизни мы учим?
Вот — МЫ. Отучились много лет в вузах, отработали много лет где-то, и пусть даже — в известных (престижных) местах. И пусть даже — доблестно. И ненужные деньги не брали, и с ненужными людьми дела не имели. Да только — что с того?
Кто мы такие, чтобы их учить? Вы скажете — у нас есть опыт. Да, но только этот наш опыт — частично — бесполезен, частично — вреден для кого бы то ни было.
У нас есть много опыта. Много бесполезного опыта, так как — он (этот опыт) не приносит (не принес) нам счастья. Мы в подавляющем большинстве — несчастны. В деньгах, в отношениях, в том, что мы делаем. Счастливым людям — подростки ни к чему. Им и без них хорошо. Они не будут слоняться по ДК и всяческим школам, чтобы пытаться чему-то научить тамошнюю молодежь. Они тихо сядут в свою бибику и поедут подальше — к синему морю, везти туда своих детей, для того, чтобы ИХ ДЕТИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ. И будут правы.
Остаемся мы. С нашим бесполезным и часто негативным опытом. Несчастливые. Но пытающиеся научить других счастью. Не правда ли, грустная картина?
Но что-то я отвлекся. Сказать ведь хотелось совсем не о том.
Итак. Подростки приходят к нам в ЛЕТИ и ждут ПОДВОХ. Ждут, что я им сейчас буду врать. Сам искренне веря в то, что я говорю. Но — врать. Они сидят, саркастически улыбаются и ждут, про что же на сей раз будет им врать этот взрослый дядя, который зовет заниматься театром.
И этот подвох, конечно же, наступает. Я же — настоящий взрослый. Да еще и театрал. А значит, мастер по подвохам. Маленького и среднего размера. От более крупных — уберег Господь.
Они выходят, по моей просьбе, на центр нашей театральной аудитории. Такие гордые, саркастически настроенные, и где-то глубоко, в каких-то своих потаенных мирах — раненые повсеместной неправдой, идущей от нас, от взрослых. И (по моей просьбе) начинают у всех на глазах... заниматься дурью. Прыгать, петь, танцевать, гримасничать и говорить глупости.
Они выходят за рамки. За свои рамки, которые установили для них взрослые. Кто-то выходит очень неохотно. Да — что там говорить... Все выходят неохотно. Глупыми улыбками пытаются скрыть недоумение и тревогу. И моя просьба — сделать что-то играючи, искренне, от себя — вызывает у них еще большее недоумение.
Потому что они НЕ ЗНАЮТ, кто они. Они не знают, чего они хотят. Они, впрочем, понимают смутно, чего они НЕ ХОТЯТ. ОНИ НЕ ХОТЯТ БЫТЬ ТАКИМИ КАК МЫ. Но это — не одно и то же.
Когда они выходят на центр комнаты — я прошу их оставаться собой.
Когда они выходят на центр комнаты — я прошу их сделать (сказать) что-то ИСКРЕННЕ, как в последний раз в своей жизни.
Когда они выходят — я прошу их не бояться меня: я их не унижу, и не обману (я даю им в этом слово). И прошу понять, что:
Занятия театром — не для того, чтобы выходить на сцену в каком-то образе и — чтобы тебе похлопали. И не для того, чтобы покрасоваться перед родителями, что вот, мол, какой (какая) я. И, конечно же, совсем не для того, чтобы куда-то там поступить.
Театром нужно заниматься для того, чтобы понять, ЧТО ЕСТЬ ТЫ. И ЧТО ЕСТЬ ПРАВДА. И какая из правд — твоя. Во что ты веришь? И ЧЕМ ТЫ БУДЕШЬ ЖИТЬ.
Есть ли другие способы — которые позволят получить ответы на данные вопросы? Бесспорно, да.
Но только театр — это один (на мой взгляд) из самых простых способов их получить.
Потому что он обращен к душе.
А значит, я могу выглядеть — как угодно. И они могут выглядеть — как угодно тоже. И в этом мы становимся равны. И останемся равными до конца наших дней.
Надеюсь.
Театральные тренинги в Москве.
« По тому, как актер выходит на сцену — я могу сказать, какой он... Не могу не прикипать... »