По тому, как актер выходит на сцену — я могу сказать, какой он...

admin Рубрика: Позвольте представиться,Метки: , , , ,
Комментарии выключены

Избранное. Рок Мне говорят, что со мной не интересно смотреть или слушать театральные спектакли: я все знаю наперед. Я не всезнайка. И упаси меня Господь говорить, что я все знаю. Но я, почему-то, по каким-то неведомым причинам — действительно знаю. Мне достаточно послушать пару слов из спектакля (можно даже не глядя на сцену) или пару раз взглянуть на тв-экран — и я уже понимаю. Все или почти все. Странно правда?

И это не сон, и не бред. Внутри меня сидит какой-то камертон. И то, что не «камертонит» — вызывает мое раздражение. И нежелание продолжать просмотр.

Есть такое понятие «наполненность». Его очень сложно объяснить словами. Вкратце — это то, с чем актер выходит на сцену. Что актер выносит на сцену. Как это происходит?
Вы никогда не замечали, что на одного актера на сцене хочется смотреть, причем — вне зависимости от того, что именно он делает, а на другого — не хочется? Почему, как вы думаете? Это наполненность. Поясню, хотя порой мои слова будут казаться весьма туманными.

Актер должен выходить на сцену с определенной эмоцией. Это не значит, что он должен выбегать на сцену или делать кучу еще чего-то. Этого не нужно. Это отвлекает и раздражает. Вам не нужно МНОГО эмоций. Но нужна ОДНА И ТОЧНАЯ ЭМОЦИЯ. Эмоции в театре — вещь тонкая, впрочем. Ими надо еще и управлять. То есть, уметь вызвать в себе точную эмоцию и преобразовать ее в психологическое действие. Студенты или те, кто поступает в творческий вуз — совсем не понимают, что это такое. Хотя некоторые «попадают», но чаще — интуитивно. Интуитивно можно попасть один раз. Можно два раза. А нужно попасть много. Нужно уметь попадать и попадать.

Как вызывать НУЖНУЮ эмоцию? В этом-то все и дело. Это результат работы режиссера и актера — правильно выстроенное начало спектакля. Что такое «правильно выстроенное начало»? Это когда с самого начала ПОНЯТНО, что ПРОИСХОДИТ в истории.

Возьмем примерчик простой — из классической драматургии. Глубоко залезать не буду, вот нам Гоголь: «Ревизор». Все его читали, помнят и знают. Гоголь описывает начало очень схематично. Жили-были чиновники, вдруг к ним является гонец-молодец и объявляет о ревизоре. Ну, и что? Все так и играют. А НАЧАЛО-ТО КАКОЕ?

Вот это — задача режиссера — выстроить сцену так, чтобы было понятно и без слов, ЧТО ПРОИСХОДИТ ЕЩЕ ДО МОМЕНТА ОБЪЯВЛЕНИЯ. А что там происходит? Чиновники дошли «до ручки», полный беспредел. Почему они так боятся ревизора? Это есть в тексте. А что ЗА ТЕКСТОМ? ЧТО ЗА НИМ??? А за ним — целая история. И то, что отражено в тексте — лишь малая толика того, что там ДЕЙСТВИТЕЛЬНО происходит.

Ну, хорошо, — скажете вы. — Что — теперь показывать на сцене разбойничий вертеп, что ли?

Это не то, это чернуха. Это не язык театра. Язык театра — образ. Один точно найденный образ на театральной сцене — стоит миллиона беганий и прыганий с криками, ножами и пистолетами. Образ не должен быть громкий. Но он должен таить в себе МОЩЬ. Такую, чтобы сразу стало ПОНЯТНО, что происходит. И далее — известие о ревизоре — это лишь капелька. Украшение тортика ко дню рождения — вишенка на макушке. Но ТОРТ ДОЛЖЕН БЫТЬ!!!! А все начинают — с вишенки...
Режиссура — странная вещь. Не видимая, не понятная, но — сразу ясная — как только начинаешь просмотр. Режиссер должен быть абсолютно талантливым человеком, с бездной эрудиции, юмора, вкуса. Станиславский был таким. Таиров. Отчасти -Гончаров.

Но дело не в именах. Нужно развивать в себе образование (и не одно), изучать картины мастеров живописи, работы старых советских режиссеров. Хотя, на самом деле, ОТ РЕЖИССЕРА НУЖНО ОДНО:
УМЕНИЕ ДУМАТЬ
.
Это не все. Но ОЧЕНЬ многое.

И — когда на сцену выходит актер — я почти все уже знаю. Почему? Потому что — когда спектакль начинается — я вижу, КАК ОН НАЧИНАЕТСЯ. В какую историю меня приглашают. И как все выстраивается ПО МЫСЛИ. И когда я это вижу, слышу и понимаю — для меня не составляет труда определить, какие задачи ставил режиссер (и ставил ли), и как будет играть в этих условиях актер. (Хотя хорошие актеры умудряются играть сносно даже при «подставах» режиссера).
Так что — не ходите со мной смотреть спектакли.
Ничего хорошего не будет.

Скорее всего — уйду на первых минутах.
А вы останетесь. И после спектакля станете недоумевать.

Почему я такой???

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »