Я помню свои впечатления детства. Самые яркие из них были связаны с походом в кино, на старые добрые советские фильмы. «Пираты двадцатого века». И еще — как ни странно, «Усатый нянь». После посещения таких фильмов я помню прилив мощной энергии, когда я просто не мог усидеть. В меня вселялся какой-то «вечный энерджайзер». Я начинал бегать, кричать и баловаться — от избытка той энергии. Я был ею преисполнен, ею покорен. И ни одна — даже самая величайшая — сила на Земле не смогла бы удержать меня на месте.
Что это было? Было ли это — потому что я был ребенок, и мне было в общем-то — все равно, отчего приходить в восторг? Я думаю, не совсем поэтому. Потому что — в первую очередь — был сам предмет этого восторга. Было точное ощущение, что в мире есть справедливость, и есть добро. И есть воплощение этого добра, которое СОВПАДАЛО с моим ощущением. Я себе все это так, конечно, не формулировал. Но это было так.
Ко времени бывшего СССР — можно относиться как угодно. Было много плохого. И было много хорошего. Однако, была одна важная вещь, которую я не нахожу сейчас совсем никак. И звучит она: «нашим детям было, в кого играть».
Старые добрые фильмы советские.
Докатились.
Нет, я вовсе не брюзга. И у меня неплохое чувство юмора. И есть четкое понимание, что времена изменились. Но — как ни странно — они изменились не в лучшую сторону, по крайней мере — пока. Да, в наше время несоизмеримо больше возможностей. Ты можешь за пару часов оказаться на другом конце планеты. Ты можешь общаться с людьми, находящимися на другом конце планеты. Ты даже можешь зарабатывать деньги с разных точек планеты — через один щелчок компьютерной мыши. Смотреть любые фильмы, знакомиться с людьми разных национальностей, вести любую жизнь, но...
Нашим детям не в кого играть.
Почему я это пишу? Потому что сегодня со мной произошел один случай.
Я руковожу театральной студией. Даже, наверно, не так. «Я веду театральную студию» — так написать было бы правильней, потому что руководить людьми творчества (даже если это подростки) — не разумно. Так вот — я работаю с вполне себе молодыми людьми 10-14 лет. И сегодня я задавал им этюды. Для тех, кто не в курсе: этюды — это небольшие сценки из современной жизни, создаваемые по определенным законам.
Что это за законы — посвящать вас в них было бы сложно и утомительно. Да и это не столь важно. Я дал им задание: «Сделать этюд на тему своего любимого фильма или сериала». И дал им срок — 5 минут. Я давал им это задание впервые, и не ожидал, что это вызовет такие сложности...
Прихожу через 5 минут. Сидят хмурые. — Почему, — спрашиваю.
— Александр Эдуардович, мы не знаем.
— Разве у вас нет любимого фильма?
— Есть, но вы будете ругаться... это не про нашу жизнь.
К слову сказать, основным условием этюда является его приближенность к современной жизни, к ЛИЧНОЙ жизни подростка...
— Ну, так показывайте. Я посмотрю.
Я брякнул это, не подумав. Может, и хорошо, что брякнул. И хорошо, что не подумал. Потому что...
Показали сценку из сериала «Физрук», где физрук договаривается со своим корешем сделать казино в спортивном зале школы. О сериале «Физрук» я ранее уже писал, однако, разговор не о том....
— Что, разве у вас нет других ЛЮБИМЫХ фильмов? — спросил я.
— Нет. А какие?
И вот тут я, что называется «выпал в осадок». Потому что я не СМОГ назвать ни одного современного фильма, в который могли бы поиграть эти дети. НИ ОДНОГО. Представляете? Я — человек с тремя академическими образованиями и многолетним опытом работы в разных сферах — сидел и «тупил» на стуле, а подростки смотрели на меня. И ждали. И я не смог им ответить.
Нет, я, конечно, изящно вывернулся, и перевел разговор в другое русло. Но, если задуматься...
Я бы им такое рассказал!
Я бы рассказал, как мы во дворе играли в Чапаева и Штирлица.
Что вся страна замирала, следя за расследованием Жеглова и историями про мушкетеров.
Что «Приключения Электроника» навсегда подарили нам образ очаровательного злодея-Караченцова, в которого хотелось играть не меньше, чем в положительных героев.
Что я первый раз в жизни плакал (нет, второй), глядя, как в первой серии «Гостьи из будущего» умирает от рук космических пиратов щедрый и мужественный робот Вертер.
Что образ черепахи Тортиллы Рины Зеленой — последняя весна всех наших бабушек и дедушек — умная, спокойная, с грустинкой в глазах — создал навсегда во мне ощущение теплоты и глубины уходящей «высокой породы». Что...
Господи, да я бы им такое рассказал!
Но —
после репетиции ребята придут домой. И включат телевизор. А там — «физрук» договаривается с корешем о казино. И ни о какой «высокой породе» (той, что была в старых добрых советских фильмах) там речь вестись уж точно не будет.
И эту информационную войну я безнадежно проигрываю. Потому что кино обладает удивительным качеством — в то, что происходит на «голубом экране» — веришь. А значит, оно становится частицей тебя. И эта частица «мыльной» веры — больше, чем могу дать я, со всеми своими актерскими и режиссерскими наворотами. И когда меня просят сказать, по какому современному кино делать этюд, и что это за кино...
Я не знаю, что им ответить
Что мне отвечать?
В кого играть нашим детям?
« Экранные рефлексии Евгения Гришковца Три русских художественных фильма про театр и не только »